© Наталия (espace), июнь 2022г., сентябрь 2022г.
На этой страничке фотографии, карты и почти все иллюстрации кликабельны. Координаты, снятые на местности: Верхний выход: SA 44.57,1003/ 35.13,1268/ 198м Средний выход: SB 44.57,1003/ 35.13,1602/ 186м Нижний выход: SВ 44.57,1081/ 35.13,1703/ 177м Труба-вывод от верхний выход + средний выход: VB: 44.57,1073/ 35.13,1719/ 178м |
Родник Церковка (болг. Под Цръквицата ) - одна из коктебельских достопримечательностей. Наблюдался в 1915г Партией Крымских
Водных Изысканий. В их реестре он носит название "Коктебель" (а в алфавитном списке родников Отузского района - с дублирующим названием "Старая
церковь"). Данные регистрации ПКВИ: ист. "Коктебель", №10. Бассейн: Балка Коктебель (Кадыкой ). Высота: 80саж. Описание
выходов: Развалины древней церкви. Качество воды: Годна для питья. Владелец земли: О-во крестьян дер. Коктебель. Дебет: Максимум - (февраль 1915):
8,640 вед/cут, минимум (январь 1915 ) - 1.880 вед/сут.
|
Родник Церковка состоит из трёх выходов воды. Это всё - один и тот же родник, а не несколько родников плюс фонтан - как пишет В. Ромушин в своей книге "Святые источники Крыма", ч2. Конечно, очень давно, во времена Византии, родник тоже использовался - но с тех пор, за более, чем 600 лет - это всё многократно переделывалось. И сейчас от византийских времён не осталось и следа - да и наивно было бы думать, что что-то могло остаться - практически в населенном пункте, в безводном краю, с интенсивным сельским хозяйством. То, что мы сейчас там видим - это остатки от оборудования советских времен. А если внимательно всё рассматривать - то можно заметить и дореволюционные элементы начала 20в. Родник интенсивно использовался для полива. Ниже родника, метрах в 300 — находится дореволюционный каменный бассейн-накопитель. На фотографии местности вокруг церковных развалин 1925-1935гг, взятой с сайта Паствью, видно, как близко подходили дома. Вода шла на полив садов и виноградников через небольшие ставочки (два таких ставочка видны на том же фото). Виноградники вдоль Золотой балки показаны ещё на генштабовской карте 60-ых годов, они поднимались по склону практически к самым развалинам храма. |
Отступление. Данный родник, его система - это типичная гидростроительная техника района Старый Крым - Курское - Коктебель. Этот район был населён
болгарами, переселенцами из Османской империи, начиная с 1806г. Наглядные примеры этой болгарской гидросистемы - родники Старый Монастырь
(L007SA-STARYMO ), Родничок (B500SА-RODNICH), Аязьма-Чокрак (L803SA-AIAZMA), Кёр-Кешме (L116SO-KYORKES ), Сокур-Кешме (L182SB-SOKURKE) и Третье
корыто (L047VC-3KORITO), родник Казармалар (J327SА-KAZARMA), а также фонтан в Курском A189FP. «Загадочная» гидросистема в балке Мартыг-Дере - это
всё она же - болгарская "кяризная" техника. Элементы этой гидросистемы одни и те же, они узнаваемы и очень отличаются от элементов других
оборудованных родников Крыма: подземная каменная каптажная галерейка примерно 30x30см в сечении, подводящая воду в квадратный в сечении, около
метра глубиной, колодчик-накопитель - а дальше по трубе вода подаётся в водопойное корыто или в фонтан. Знаменитые кяризы Старого Крыма - это всё
они же, подземные каменные каналы, перемежающиеся колодчиками-накопителями. Только длина их - несколько сотен метров, они идут из-под Агармыша.
К кяризам Бахчисарая или к кяризу Опукского фонтана Кырк-Чорак старокрымские кяризы не имеют никакого отношения.
|
Средний выход. Ромушиным описывается как родник Целебный или Церковка. Представляет из себя ту же самую конструкцию - неглубокий колодчик, сложенный из бетонных дореволюционных блоков. Он тоже подвергался послевоенной переделке - отводящая труба заменена на железную. Обе трубы, от верхнего и среднего выходов, стыкуются чуть ниже в одну общую. Раньше, когда родник использовался для полива, эта общая труба подавала воду в бассейн. А сейчас вода не используется. Она попросту выводится наружу через чёрную пластиковую трубу, пристыкованную к железной. Ромушин считает, что эта чёрная пластиковая труба некогда была фонтаном и называет ее "Целебным фонтаном". Нет - это просто сброс не использующейся ныне воды. Она выведена под тропу, чтобы не размывала склон. Дату 10.V.1861., выцарапанную на стенке каптажа, упоминаемую Ромушиным, я не нашла - даже при повторном обследовании. Жаль, что автор не приводит фотографию этой надписи в своём издании. |
Нижний выход. Ромушин называет его "Монастырским родником, так как течёт он у развалин православного греческого монастыря". Конечно же, это не самостоятельный родник - а нижний выход одной группы родников, Церковка. Если выходы находятся на расстоянии 10-50м друг от друга - они не могут считаться отдельными родниками. А что до "развалин православного греческого монастыря, у которых он течёт" - так это остатки накопителя. Достаточно внимательно посмотреть на структуру блоков, из которых он был сложен. Это грубо обработанные( колотые) местные камни, скреплённые между собой дореволюционным раствором. Среди них есть блоки, пиленные из ракушечника. Ракушка в этом районе не добывалась - это привезённые кирпичи. Внутри накопитель был покрыт слоем водоупорного бетона. Именно этот накопитель и упоминал Бумбер в Путеводителе 1914г: За церковью выложенный камнем фонтан, вернее, небольшой крытый бассейн для воды, которая по трубе стекает с него с гор. |
Вода нижнего выхода в этот бассейн подавалась по каменному кяризу. Он, кстати, виден на фотографии самого Ромушина, подписанной как "Монастырский
родник". То бишь, в накопитель подавалась вода по трубе от верхнего+среднего выходов, и от нижнего выхода - по каменной галерейке. Нижний выход
пересыхает, и его водовод короткий. Вода от нижнего выхода шла непосредственно в бассейн. В советское время этот подвод не переделывался.
А развалины греческого храма - они находятся гораздо ниже, на большой поляне. С которой, как и полагается византийскому храму, открывается
великолепный вид на Коктебельский залив и побережье вплоть до мыса Киик-Атлама. Там, на этой поляне, так и просятся строки Волошина:
|
Храм этот исследовался В.Г.Туром в 1998г. Археологические раскопки показали, что это был большой трёхапсидный византийский храм, заброшенный в конце 16в. Название его неизвестно. Т.М.Фадеева, например, склоняется к мысли, что он носил имя Святого Стефана, т.к. Св. Стефан был очень почитаем в окрестностях. Храм разрушался долго и постепенно. Об этих местах упоминал ещё Паллас в 1793-1794: Источник подле развалин деревни Кара-Дага, обложенный штучным камнем... В 1793 г., по упоминанию П.С.Палласа на месте поселка были только руины. Развалины этой деревни Кара-Даг показаны на карте Кёппена 1836г. Правда, саму церковь Кёппен считал армянской. Раскопки 1998г это опровергли. В.Тур считает, что упоминавшиеся надписи на армянском языке и каменная плита с изображением Георгия Победонсца принесены туда гораздо позже, когда часть развалин византийского храма была переделана в армянскую часовню. Остатки храма показаны на многих русских топографических картах: полковника Бетева 1837г, военно-топографической трёхверстовке Шуберта/Тучкова 1865г, верстовке 1896г. Даже советская генштабовская карта 1960-ых годов показывает церковный родник. Живописные церковные развалины (и наверняка сам родник) были излюбленным местом прогулки коктебельцев с дореволюционных времен. |
Бумбер в своём Путеводителе 1914г пишет так:
Прогулки из Коктебеля. Выйдя из дачного поселка, нужно идти сначала по шоссе, и, не доходя деревни, подниматься на перевал
между Святой горой и находящейся к северу Сююрю-Кая. ...вы доходите до развалин маленькой и очень изящной церкви, которая, вероятно, относится ко
времени владычества генуэзцев в Крыму. Уцелели две стены, угол между ними, длинное алтарное окно изящного рисунка. За церковью выложенный камнем
фонтан, вернее, небольшой крытый бассейн для воды, которая по трубе стекает с него с гор.
|