Мечети в Дегерменкое

Автор Антон, Авг. 02, 2023, 12:10

« назад - далее »

Антон

Добрый день всем!

На днях в соцсетях мне попался репост зимней заметки Михаила, "Опыт привязки старых мечетей Дегерменкоя на современном рельефе". Поскольку и в самой заметке, и в репосте возможность комментирования была ограничена, я вспомнил об этом форуме и решил, что прокомментирую ее здесь.

Заметка отличная, но ограничение источниковой базы только картами несколько обедняет картину. Я не претендую на роль специалиста по ялыбойлю, но что-то по теме мне попадалось и отложилось.

В общем я посмотрел, что мог и пришел  к выводу, что с 1864 года и по 1930-е мечетей в Дегерменкое всегда было три. Потом я нашел у себя справку из ГАРК, где все три мечети названы поименно, но побочная информация, найденная во время первоначального поиска, может быть тоже интересна.

В первую очередь это мой любимый "Список населенных мест по сведениям 1864 года":



Далее интереснейший, но малоизвестный "Свод статистических сведений, собранных в 1884 г. о татарском населении Крыма" из архива Победоносцева:






Тут впервые детализована одна из мечетей, прихода Муртаза-Маале. Кроме того, для темы заметки есть интересная цифра - из Дегерменкоя эмигрировало всего одиннадцать татар (в обрезанной части год: 1860). Вообще у меня где-то была статистика по мухаджирам, по памяти там для южных уездов даются небольшие цифры, до 10%. Там же было количество пришлых татар, но я его забыл заскринить. Их около полустни, если я правильно запомнил. Еще одна интересная цифра - 4 мектебе, обычно мектебе открывали при мечети.

Дальше. "Алфавитные списки армяногригорянских церквей и магометанских мечетей в Империи" 1886 года повторяют статистику для Победоносцева, но есть и интересное: детализация приходов: 243 жителя в Муртаза-Маале, 300 и 182 в двух других маале.


Дальше самый информативный документ, ГАРК, Ф. Р-663, О. 10, Д. 155, Л. 4 и 4об



Это 1922 год и здесь детализуются все три действующих мечети: Соборная, Орта-Маале и Муртаза-Маале.

Наконец, существуют "Воспоминания Эмир-Усеина Шакирова", записанные неутомимым Гиреем Баировым. Даю две ссылки, вдруг кто-то не доберется до фейсбука (там больше текста, на всякий случай)

https://www.crimeantatars.club/blogs/girej-bairov-vospominaniya-emir-useina-shakirova-iz-degirmenkoya
https://www.facebook.com/girey.bair/posts/1141308999238960

В них есть ценное замечание по кварталу, в котором находилась Соборная мечеть: По воспоминаниям Эмир-Усеин ака до 1944г. в Дерменкое было 3 мечети. Мечети находились  в квартале Муртаза маале, Орта маале и Кешме маале. В квартале  Кешме маале была Джума джами".

Там же интересный список азисов. В фейсбуке есть человек, который ищет и привязывает азисы, но мудак Цукерберг меня там забанил и я не могу посмотреть, что он накопал по Дегерменкою.

Подытоживая - мечети в кварталах Муртаза-Маале (№ 3 у Михаила) и Орта-Маале (№ 4) не были заброшены и просуществовали до как минимум до тридцатых годов, дальше нужно выяснять. Не исключено, что здания целы и сейчас.

По превращению церквей в мечети нужен отдельный разговор, но я к нему не готов (куда-то засунул список Бертье с оставленными церквями). Вообще такое было, навскидку татары после ухода христиан из Аутки обратили в мечети две церкви, также была история про бывшую церковь, ставшую мечетью в Никите.

Но есть и возражение - если бы в селе стояли средневековые церкви, пусть и переделанные, то до них добрался бы если не Кёппен, живший по соседству, то Струков или Бертье.

На этом пока все.

Михаил Татарин

#1
Мир тебе, Антон! Очень рад встретиться с тобой здесь. Помню и уважаю!!!
Ты абсолютно прав, что моё такое "...ограничение источниковой базы только картами несколько обедняет картину...".
Конечно, это был всего лишь опыт, ни разу не тянущий на полноценное краеведческое исследование. И первой целью этого опыта была не столько локализация бывших мест расположения  самих мечетей, сколько самих фонтанов. А всё остальное, что вылилось в целую заметку - это всего лишь мои гипотезы, не более. Кстати, что очень странно, у меня на странице  ВК для этой заметки комментарии вроде  включены.
Спасибо тебе за столь ценные, важные и просто интересные для всех крымских краеведов сведения и ссылки.  С твоего позволения я размещу ссылку на эту твою публикацию в качестве дополнения к той моей публикации. Впрочем, обе эти площадки столь мало посещаемые, что это мало что изменит, как мне видится.

Антон

Цитата: Михаил Татарин от Авг. 05, 2023, 14:44  у меня на странице  ВК для этой заметки комментарии вроде  включены.

Возможно только для фолловеров?

Однако, я нашел таблицу Бертье, покопался в Озтюрке и Ефимове и могу в самых общих чертах обрисовать ситуацию с христианами в Дегерменкое. К сожалению, почти все дефтеры пока нормально не опубликованы, приходится довольствоваться хаотичными цитатами, не всегда полными.

Для 1520 года Ефимов в "Османском реестре земельных владений Южного Крыма 1680-х годов" дает в сноске такую информацию:

"Дегерменкой (Дегермен, Дермен-Кой, Дегирмен-Кой, Деирмен кой, Дегерменлы, Миляри) — в 1520 г.:    дворов    немусульман — 114, вдов    — 7".

У Озтюрка в "Osmanlı Hakimiyetinde Kefe" эти цифры относятся к Партениту, Куркулету и Дегерменкою ("Bartinet maa Gürgülât ve Degirmanlu"), по видимому объединявшимся в одно сельское общество.

Думаю, что у Ефимова просто ошибка, потому что несколькими страницами выше те же 114+7 дворов отнесены к Партениту (с Куркулетом), без упоминания про Дегерменкой.

На 1542 год Ефимов по Дегерменкою вообще не дает никаких цифр, Озтюрк в тех же Партените, Куркулете и Дегерменкое помещает шесть дворов семейных мусульман и три двора холостых, всего 33 человека. Немусульман: 87 дворов семейных, 59 холостых и четыре двора вдов, всего 510 человек, всего мусульман и немусульман 543 человека. У Ефимова эти цифры тоже есть, но они снова отнесены к Партениту с Куркулетом.

Нерасчлененность трех сел вынуждает меня привести более поздние цифры и по Партениту с Куркулетом (когда он есть), чтобы попробовать потом прикинуть удельный вес каждого в этой общей цифре. С другой стороны, это позволяет взглянуть на нашу ситуацию шире.

На 1634 у Ефимова в сноске в Дегерменкое указано всего пять дворов:

"В 1634–1635 гг. в составе Мангупского кадылыка, дворов немусульман — 5; в том числе кол-во дворов переселившихся — 5; селения, из которых переселились: Партенит — 4; Алушта — 1".

В Партените на это же время 53 двора:

"В 1634–1635 гг. в составе Мангупского кадылыка, дворов немусульман — 53; в том числе кол-во дворов переселившихся — 6; селения, из которых   переселились: Демирджи — 1; Ските — 1; Шума — 1; Алушта — 2; Гурзуф — 1; дворов выселившихся — 16; селения, в которые выселились: Айан — 1; Дегермен — 4; Дерекой — 2; Йени-Сала — 1; Коуш — 1; Ланбат бала — 1; Ланбат зир — 2; Марсанда — 3; Ските — 1".

По христианам Куркулета, а также по мусульманам всех трех сел цифр, к сожалению, нет.

На 1651-2 гг. по Ефимову в Партените девять дворов немусульман ("платящих налог джизйе"), никаких других цифр нет.

На 1680-е в Дегерменкое ("Дегирмен") 47 землевладельцев-мусульман и 15 землевладельцев-христиан (грубо - примерно столько же дворов).  В Партените ("Партенид") - двадцать мусульман и пять христиан. Куркулета нет.

На 1705-6 гг. по Ефимову в Партените с Куркулетом "платящих налог авариз" (видимо опять немусульман, мусульмане налоги не платили) пятнадцать дворов, в Дегерменкое девять.

Наконец, в 1778 году, по Суворову из "слобод Миляри" выведено 57 человек, по Игнатию 14 дворов, по русским ведомостям 11. По Игнатию в селе была церковь св. Константина, по рукописному сборнику Гавриила - св. Георгия.

Из Партенита, "Барнита" по Игнатию было выведено 12 дворов, по русским ведомостям два. В селе по сборнику Гавриила была церковь св. Константина, а также церковь св. Апостолов (источник неразборчив у Бертье).

Куркулета опять нет.

Эти цифры привожу по таблице Бертье, искать первоисточники далеко.

Дополняют эти сведения ведомости оставленного христианами имущества, по которым в Дегерменкое ("Деирмен кой") имелось 12 землевладельцев и домовладельцев-христиан, в Куркулете три, а в Партените то ли их не было, то ли ведомость не сохранилась.

Этот набор данных можно дополнить цифрами из Лашкова. В 1787 году, меньше чем через десять лет после выселения греков, все оставшееся население побережья на некоторое время принудительно перемещалось властями за горы. Поскольку в это время на побережье оставались только мусульмане, то вместе со сведениями Суворова и Игнатия это дает довольно объемную картину соотношения общин в каждом селе в конце XVIII в. По Лашкову в 1787 году из "Дирменкоя" было выселено 368 душ, из "Киркулета" 45 душ и из Партенита 143 души.



Перейдем к анализу данных. Судя по упоминанию Дегерменкоя в дефтерах 1520 и 1542 года, кто-то там жил уже в это время, причем как минимум в 1520 году это были сплошь христиане. Много ли людей там жило - сказать определенно нельзя, следующие данные отстоят примерно на девяносто лет, примерно на три поколения. Если судить по более поздним размерам сел, то в Партените жило примерно в два с половиной раза меньше людей, чем в Дегерменкое, а в Куркулете - примерно в восемь раз меньше.

Но можно ли экстраполировать это соотношение из XVIII и XVII вв. на XVI в. и более раннее время? Не знаю, потому что есть кейс Ай-Василя, появившегося только в XVIII веке (в дефтерах его нет вообще), причем появившегося с христианской церковью внутри села и греческим названием. Дегерменкой, подобно Ай-Василю может оказаться поздними выселками или разросшимися безымянными хуторами, ранее считавшимися сборщиками налогов в составе материнского села.

Так или иначе, первые твердые цифры по христианам Дегерменкоя относятся к 1634-5 гг., когда в нем проживало пять переселившихся из Партенита и Алушты семей. Местного христианского элемента в селе нет и, что еще более странно, не было перед этим - в дефтере нет списка выселившихся христиан, как в других местах. У меня нет идей, что произошло с предыдущими христианами Дегерменкоя - выселились ли они задолго до этого или перешли в мусульманство? Не знаю.

Интересно, что при этом в соседнем Партените христиан еще с избытком, упадок местной общины начинается позже. К 1680-м в Партените остается всего пять христианских семей - 10% от того, что было за пятьдесят лет до этого. В Дегерменкое христианская община, напротив, вырастает втрое, до пятнадцати семей (подозреваю, что именно за счет Партенита - учитывая, что оттуда же происходит большинство предыдущих переселенцев). Почему переселялись? Обычно считается, что из-за казачьих набегов, но я думаю, что для казаков не было особой проблемой добраться с берега до Дегерменкоя.

Цифры за 1705-6 и 1778, по сравнению с предыдущими, распределяются несколько загадочно, но в целом они меняются логично - 20 дворов со временем превращаются в 24, 24 в 26 (по Игнатию). Обитатели этих дворов, похоже, перемещались туда-сюда по окрестностям, либо жили в каких-то отстоящих от центра села местах, которые учитывались то в составе одного из них, то другого. Но вообще в конце периода христиане не составляли большинства ни в одном из трех сел - например, в Дегерменкое жило примерно 60 христиан и 360 мусульман. В Куркулете и Партените перекос был меньше, но тоже немалый.

Общий вывод: Если отжать всю воду из предыдущего текста, то можно вычленить три этапа в существовании христианской общины Дегерменкоя. Начало очень туманно, можно лишь сказать, что христиане там жили. Возможно их даже было много, до 60 дворов в 1520 году (моя прикидка по поздним данным), но учитывая дальнейшую динамику, я бы скорее склонился к тому, что и христиан, и жителей вообще в раннее время в Дегерменкое было совсем мало. К началу XVII века они то ли разъехались, то ли омусульманились и село было заселено повторно, в основном беженцами из соседнего Партенита. На последнем этапе община довольно сильно разрослась и устойчиво существовала до самого вывода христиан из Крыма.

Ложится ли такая картина на четыре бывших церкви, обращенных в мечети? Ну в принципе, если принять за основу гипотетические 60 дворов в 1520 году, то да, поздняя община из 14 дворов обходилась одной церковью. Но это предположение заставляет нас заглянуть в кроличью нору еще глубже - если Дегерменкой/Милохория был таким значительным селом в начале XVI века, то почему он никак не отсвечивает ни в генуэзских, ни в греческих документах предыдущего периода? Почему не фиксировались археологические памятники в селе? Та же Аутка, хотя и не попала ни в один документ, при Палласе могла похвастаться развалинами большой церкви, двумя целыми и целой россыпью развалин церквей в окрестностях (Поликлиси, Ливадия, Ай-Димитри, потеряный Ай-Кирьяк).

Если честно, не знаю, зачем я все это написал. Наверное просто потому, что мог.

Roxanne

Цитата: Антон от Авг. 07, 2023, 19:32  ... Если честно, не знаю, зачем я все это написал. Наверное просто потому, что мог.

Было интересно ознакомиться с таким широким исследованием данного вопроса, спасибо!